Союз трезвых сил

кольцо ресурсов о трезвости в России

Координатор — Саблин Сергей Васильевич, тел.: +7 (904) 382-49-00

Основные этапы трезвеннического движения России и СССР через призму Курганской области

19 октября 2012 года

Сегодня вспомнить нам бы не мешало
Как из Тобольска Юшка Соловей
Сюда в безлюдие привел людей
И положил тут Шадринску начало.

В. А. Герасимов.

27—29 сентября 2012 года проездом через Каменск-Уральский довелось побывать в Курганской области — Восточном форпосте Урала, а именно в Шадринске.

Пожалуй не ошибусь, если скажу: В истории Курганской области Шадринск всегда занимал особую роль. В настоящее время организация «Трезвый Шадринск» является ключевой в понимании трезвеннического движения Зауралья, историю которого еще предстоит написать искателям будущих истин.

Как известно, история трезвеннического движения России берет свое начало с 1858 года, когда в 23 губерниях прошли антиалкогольные бунты-то было движение крестьянства против винных откупов.
«В течении 1859 года, — сообщал царю шеф жандармов, — случилось у нас событие, совершенно неожиданное. Жители низших сословий, которые как прежде казалось, не могут существовать без вина, начали добровольно воздерживаться от употребления крепких спиртных напитков» («Крестьянское движение 1827–1869» вып.1 стр. 124). Известно, что много сотен зачинщиков этих бунтов были осуждены военными судами и были сосланы в том числе на каторгу в Сибирь.

Зауральский край в 19 веке стал местом политических ссылок. В Кургане есть Дом-музей декабристов. В Шадринске было 13 декабристов, направлявшихся на каторгу в Сибирь, так что по натоптанным дорогам ссыльными, двигавшими по этапу в Сибирь через Шадринск наверняка были и первые борцы за народную трезвость. Все это могут рассказать Архивы III-го отделения царской охранки. Хотя Пермская губерни и не стоит в отчете царю шефа жандармов, но в книге И. Г. Прыжова «История кабаков в России в связи с историей русского народа» 1868 г., которая была написана по горячим следам на основе газетных, журнальных статей и непосредственных впечатлений очевидца упоминается Пермская губерния, а малый уездный городок с 15 тыс. жителей — Шадринск входил в Пермскую губернию.
Очень ценные научно-краеведческие находки сделал Владимир Павлович Бирюков (1888—1971 гг.). Он первый доказал, что в романе «Хлеб» описан старинный Шадринск. Однажды листая двенадцатую книжку журнала «Русская старина» за 1916 год на странице 121 он обнаружил перепечатку письма Д. М. Мамина-Сибиряка редактору журнала «Наблюдатель» А. П. Пятковскому от 25 мая 1891 года, в котором писатель предлагал новый роман о Зауралье.

«Басейн Исети (когда-то), — сообщил он, — снабжал своей пшеницей весь Урал и слыл золотым дном. Центр хлебной торговли — уездный город Шадринск. Теперь это недавнее золотое дно является ареной периодических голодовок и главным виновником их является винокурение и вторжение крупных капиталов. Все эти процессы проходят наглядно и тема получает глубокий интерес. Я собирал для нее материал 20 лет».

Ну, а если установлено, что роман описывает шадинскую жизнь, то следопыту не терпится узнать, какие же параллели есть между исторической действительностью и содержанием романа. И такие параллели отыскались. Так внимание Бирюкова в романе привлек промышленник-виноторговец Май-Стабровский, известный поляк из ссыльных, он поразительно напоминал владельца Шадринского Исетского винокуренного завода А. Ф. Поклевского-Козелла, имевшего в различных местностях России, в том числе и на Урале, много заводов, Между прочим, в окрестностях города и до сего времени находятся Поклевские леса. Заводчик имел приличную плантацию, на которой выращивался картофель для перегонки на спирт. В 1874 году Поклевский-Козелл создал водочный Синдикат, установивший цену на водку и раззоривший мелких заводчиков. Вот эта борьба водочного короля с «мелкотой» очень впечатляюще показана в романе «Хлеб» на примере столкновения Стабровского с Прохоровым.

На стенде Шадринского Краеведческого музея прочитал: «После отмены крепостного права в Шадринске появилось винокурение и пивоварение. Это виноводочный завод известного на Урале и в Сибири виноторговца А. Ф. Поклевского-Козелл. Его завод в Шадринске перерабатывал до 150 тыс пудов хлеба и 200 тыс пудов картофеля, получая до 240 тыс ведер спирта.»

В книге «Питейная история Урала 17 начало 21 века» Н. Ф. Акифьева 2007 год на стр 45 читаем " В конце 19 начале 20 вв Поклевских-Козелл называли «водочными королями Урала».

Публицист В.Португалов в очерке «По обе стороны Урала» изданном в 1882 году писал: «Водки там, благодаря неусыпной заботливости Альфонса Фомича Козелло-Поклевского, вволю, можете отогревать себя сколько угодно и будете уверены, что нисколько не обидите этим почтенного Козелло-Поклевского, у которого по обе стороны Урала 14 винокуренных заводов и который довел монополию до таких утоньченных способов, какие и не снились старым откупам.»

В 1865 году у Поклевского-Козелл в Шадринске на заводе трудилось 120 человек. Кстати, в Шадринске в 1870–80 гг продавалось 10–13 млн пудов хлеба, который расходился по всему Уралу и европейской части России. В 1880 году в Шадринске проживало 17 тыс жителей. В 1876 году открылась земская публичная библиотека, в которой было 1246 книг, через три года это количество утроилось. В 1879 году читателями было 37 дворян и гимназистов, 19 лиц духовного звания, 30 — учителей, 42 человека из простого сословия. Всего же пользовались библиотекой 184 человека.

В 1894 году в России появляются «Попечительства о народной трезвости», имеетсяя документ Шадринской уездной земской управы от 15 апреля 1915 года за подписью Пермского губернатора Лозинского по Губернскому Комитету «Попечительства о народной трезвости» где сообщается:

М. В. Д. ПЕРМСКОГО ГУБЕРНАТОРА, По Губернскому Комитету Попечительства о народной трезвости. 10 марта 1915 г. № 108.
По ВЫСОЧАЙШЕМУ, ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, повелению закрыты на все время войны все казенные винные лавки, а во многих местах, по ходатайствам общественных учреждений, и частные торговые заведения с продажею питей. Через это вся Россия переживает трезвые дни и все ненарадуются этому. Замечается уменьшение преступности, несчастных случаев и самоубийства, сократилось число пожаров, нет былого хулиганства, и в то же время повысилась производительность труда трезвого населения и поднялось его благосостояние. В данный момент для всех ясно и очевидно, что в России, освобождающейся от засилия крепких напитков, происходит могучий подъем творческого труда, усиленный прилив нравственного и умственного оздоровления. Мы воистину воскресаем, благодаря трезвости.
Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников обратился через Великого Князя Константина Константиновича со всеподданнейшим ходатайством к ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ о воспрещении продажи водки навсегда. Ответ русского царя на эту мольбу священным благовестом разнесся по России: " Я уже предрешил навсегда воспретить в России казенную продажу водки».

Теперь дело стоит за самим населением, за нами самими. Места продажи питей закрыты, но у многих лиц осталась привычка к крепким напиткам; пившие ранее вино и пиво заменяют его хмельной брагой, денатурированным спиртом и другими продуктами, предназначенными для промышленных надобностей, а не для внутреннего употребления человеком и разрушительно, по своей ядовитости, действующими на здоровье людей. Борьба с этой закоренелой у многих людей привычкою является уже задачею общества и должна вестись не запретительными мерами Правительства, а религиозно-нравственною проповедью трезвости.

Необходимо, чтобы каждый человек в самые разнообразные моменты своей жизни, ожиданные и неожиданные, радостные и печальные, привык оставаться самим собою, всегда трезвым, непьющим. Для этого нужно, чтобы трезвость не тяготила человека, не казалась стеснением, но была бы свободным проявлением нашей воли. Необходимо, чтобы трезвость держалась не на закрытии мест продажи питей, а на сознании народа о вреде спиртных напитков для тела и души человека. Поэтому каждый, какое бы положение он не занимал, нравственно обязан содействовать распространению трезвости; а так как силы одного человека незначительны, то необходимо объединение отдельных лиц в общества трезвости, которые могут при общей молитве поддержать слабых своих членов, распространять правильные, прверенные наукою, понятия о вреде спиртных напитков, заполнять досуг населения устройством разумных, полезных и научных бесед и чтений, а так же и певческих собраний.

Народнопевческие хоры могут принести в этом деле свою долю пользы. Доказано, что участие хора при богослужениях, беседах и народных чтениях привлекает большое число молящихся и слушателей, даже улучшение или ухудшение хорового исполнения оказывает влияние на число слушателей и их отношение к исполняемому.

По изложенным основаниям Губернский Комитет попечительства о народной трезвости обращается к заведующим и управляющим хорами и поющим в них с просьбою: подыскивать в среде местного населения как можно более поборников трезвости, привлекать их и вступить самим в существующие общества трезвости, или где таковых обществ не имеется, позаботиться о возникновении их, содействовать успешной деятельности означенных обществ пением, как при богослужениях, так и на беседах и на народных чтениях духовного, историко-патриотического, жизненно бытового и научного характера, а кроме того и самостоятельно устраивать певческие собрания.

Начальником полиции вместе с сим даны указания не только безпрепятственно разрешать, но всемирно способствовать устройству подобных бесед, чтений и собраний.
Губернатор Лозинский

Заведующий делопроизводством В. Ивановъ.»

Есть еще одна бумага от 2 мая 1915 года Харьковской Губернской Земской Управы в Шадринскую уездную Земскую Управу за подписями Члена Управы и Делопроизводителя.

«По Отделу Народного Образования.
Минувшее Губернское Земское Собрание очередной сессии 1914 года признало „необходимым, в целях упрочения народной трезвости и использования ее для поднятия общего культурного и экономического уровня населения, организацию, в наиболее населенных пунктах губернии, сети народных домов, как учреждений воспитательного характера, объединяющих различные виды внешкольного образования и разумных развлечений для населения.“

Имея в виду ближайшим временем приступить к разработке указанного вопроса и желая в целях наиболее успешного выполнения задания возможно полнее использовать опыт и материалы имеющиеся у других земств, Губернская Управа обращается с покорнейшей просьбой не отказать в высылке всех, имеющихся в расположении Управы материалов по вопросу о народных домах и борьбе с алкоголизмом путем просветительных мероприятий, а так же о взаимоотношении в этом деле земств, кооперативов и других общественных учреждений.

Если таковых материалов у Управы не имеется, то Харьковская Губернская Управа просит указать в какие учреждения Вашей Губернии или уезда (кооперативы, просветительные общества и т. п.) следовало бы обратиться за необходимыми сведениями по указанным вопросам.»

В Шадринске работало Попечительство о народной трезвости, как свидетельствуют эти документы, были певческие хоры трезвенников которые свидетельствуют об активной работе здесь в начале XX века.

В Шадринском Краеведческом Музее имеется папка с материалами по трезвости. Интересен материал-постановление о мерах по борьбе с пьянством от 30 мая 1930 года. Как мы знаем это было время IV этапа трезвеннического движения в СССР, когда повсеместно по всей стране работали отделения Общества борьбы с алкоголизмом (ОБСА). Материал о последнем этапе трезвеннического движения в Курганской области мне любезно предоставила член Шадринской городской общественной организации «Трезвый Шадринск» Иванова Лилия Савична.

(Статья для альманаха „Шадринская старина“, выпуск № 21, сентябрь 2012. Автор Иванова Л.С.)

Шадринская городская общественная организация утверждения и сохранения трезвости „Трезвый Шадринск“

В конце февраля 1995 года после великолепных лекций врача А. А. Курдюмова, при Доме работников просвещения активной группой был создан клуб „Источник“, под председательством Ивановой Татьяны Николаевны. Помню, сама идея клуба возникла после банно-прорубного отдыха. Нас трое: я, Татьяна Николаевна и ее подруга Аниса, хохотушка и заводила; „А вот представляете, целая куча народа с нами!“. Дальше — больше. Посоветовались с Курдюмовым, дали объявление в газету. Людей откликнулось много, собрался полный зал, что на втором этаже ДК ШААЗ! Выборы, как полагается, задачи, … Главной целью сделали — трезвый, здоровый образ жизни и его пропаганду среди друзей, родных и горожан. Начались походы, моржевание, утренние пробежки, изучение авторов методик оздоровления: Малахова, Андреева, Семеновой и т. д. Слушали лекции Александра Андреевича Курдюмова, Татьяны Анатольевны Мокрушиной (правда все ее запечатлели под псевдонимом Татьяны Росс), Виктории Михайловны Гасниковой. Ходили на интереснейшие занятия к Тарасу Анатольевичу Проценко, физиотерапевту и поклоннику учения Рерихов „Агни-йога“. Лета ждали, как праздника. Каждый год в начале июля ездили на всероссийские слеты трезвости. Там получали много положительных эмоций и знаний. А потом полгода и более наслаждались воспоминаниями. Слеты традиционно проходили на озере Тургояк. До двух тысяч и более участников. Все вызывало восхищение: и природа, и люди! Главными вдохновителями были ученые из Новосибирского Академ-городка. Председателем движения „Союз борьбы за народную трезвость“ был академик, хирург Федор Григорьевич Углов, который на то время жил и работал в Ленинграде. Представителями и родоначальниками трезвого движения являлись люди из организации „Оптималист“. Сейчас они входят в состав „Трезвой России“.

При шадринском „Источнике“ в 1997–1998 годах для детей работал клуб „Родничок“ во главе с преподавателем Любовью Геннадьевной Кокотеевой.

В 2001 году „Источник переименовали в „Шадринскую городскую общественную организацию Утверждения и сохранения трезвости „Трезвый Шадринск“ (как назовешь корабль, так он и поплывет). Возглавлять нашу организацию предложили мне, и девять лет, по 2011 год, я исполняла обязанности председателя. Ушли на второй план внутриклубные дела. С 2002 года организация входит в состав общественного движения „Трезвый Урал“, с 2009 года работает по Программе „Трезвость — воля народа“. Программа направлена на формирование в обществе позитивного отношения к трезвости.

На сегодняшний момент уже более 15-ти лет соратники вместе и в бедах, и в радостях. А общественная деятельность переросла в дружбу. О каждом можно написать рассказ, повесть или поэму. Наши активисты: Валентина Ивановна Филипьева, Галина Николаевна Шанаурина, Леонид Александрович Молоков, Валентина Терентьевна Мальцева (дочь Т. С. Мальцева), Тамара Владимировна Жукова, Татьяна Сергеевна Дымшакова, Андрей Юрьевич Баринов, Григорий Иванович Мокин, Валентина Ивановна Колмогорцева, Александр Николаевич Суворов и др. Остановлюсь на Л. А. Молокове. К нам он зашел на одну из встреч с женой попеть под гитару, она его упросила. Пришел, как говорится, и остался. А когда приехал на Тургояк, то “,,, ошалел — сотни, тысячи людей и все трезвые. То, чего не могло быть — было!“ (это его слова, его эмоции). За десять лет создал цикл песен для соратников, написал Гимн „Трезвый мир“, выпустил сборник „Песни сердца“, его диски слушают и в Москве, и в Ставрополе, и во Владивостоке… С ноября 2011 года он является председателем „Трезвого Шадринска“, сменив на посту Татьяну Сергеевну Черных-Дымшакову (в настоящее время она с семьей живет в Ханты-Мансийске и создает такую же организацию).

С 2001 года ежегодно проводятся курсы для желающих познакомиться с теорией трезвости, а так же освободиться от табачно-алкогольной зависимости. Преподавателями являются Александр Александрович Зверев, преподаватель организации „Трезвая Тюмень“ и я, Лидия Савична Иванова, до сегодняшнего дня участник Шадринской организации. Курсы — это не страшилки о последствиях табачных и алкогольных отравлениях. Всем, кто имел судьбоносную возможность прослушать курсы, стало многое понятно и у них сформировалось трезвое мировоззрение.

Несколько лет подряд по приглашению „Трезвого Шадринска“ в средних и высших учебных заведениях города читает лекции на тему „Основы науки трезвости“ профессор, доктор исторических наук, собриолог, преподаватель Красноярского университета Виктор Павлович Кривоногов. Когда с его лекцией познакомился А. М. Бритвин, я услышала похвалу: " Самая научная и доступная из всех, что я слышал». Кривоногов приезжал традиционно в декабре месяце в Шадринск. И в течении десяти дней без устали встречался со студентами, старшеклассниками, выступал на радио, на страницах газет, на телевидении. Просвещал слушателей о науке Трезвости — собриологии, как ученый, как патриот. А вечером за чаепитием брал гитару и задорно, с неподражаемым юмором на «бис» пел свои любимые песни. Перед сном делал обязательную прогулку, а в компанию брал мою старшую внучку Наташу. И они устраивали «диверсию»: снимали пивные рекламки и вместо них наклеивали свои листочки «Сигарета — это бикфордов шнур — на одном конце огонек, а на другом — дурак», «Кто пьет пиво, писает криво».

Самой значимой формой работы являются слеты, как общероссийские на озерах Тургояк, Еланчик, Пахомово в Челябинской области, так и местные на озере Кабанье. Один из наших слетов запомнился неслыханной бурей. Тогда с нами было около сорока человек молодежи, да нас двадцать. Только сели ужинать, дождь закрапал, затрещал гром и мы бросились к палаткам. Задуло, засвистело, вода буквально обрушилась на нас. Практически все палатки сорвало и разметало. Когда стихия улеглась и мы, абсолютно мокрые, выползли на свет божий, всем отчего-то стало весело. Пустили нас ночевать в здание школы, а наутро В. П. Кривоногов уже у школьной доски продолжал свои лекции.

Кроме слетов ежегодно проводятся научно-практические конференции регионального уровня, две из них проходили в городе Шадринске, в том числе юбилейная, десятая, в 2011 году. Эти конференции прошли на базе школы № 8. Администрация любезно предоставляла залы, классы, столовую. И мы за это признательны директору Валентине Александровне Поспеловой. В учебное время года мы, согласно плану, читаем лекции, проводим школьные уроки трезвости, родительские собрания, конкурсы, индивидуальные встречи и беседы. Кроме этого публикуем статьи и организуем выступления в СМИ, оформляем стенды, плакаты, устраиваем пикеты, ведем сбор подписей. Большинство мероприятий сопровождаются песнями Леонида Молокова.

Работали в Общественном Совете при администрации города. Туда нас включили сразу — пожалуйста! А вот добиться слова, внести на обсуждение свои предложения не смогли. Хотя нет. Когда президент Д. Медведев объявил, что в стране катастрофическое положение — «россияне потребляют 25 литров абсолютного спирта на душу населения», нас пригласили за круглый стол в Областную Думу. И даже были итоги. Администрациям населенных пунктов рекомендовали помогать трезвенническим организациям.

Мы общались с представителями христианской и мусульманской веры. Размышляли о религиозных положениях на тему пития и трезвости. Особенно привлекала Церковь «Адвентистов седьмого дня». У них есть книга на эту тему. Авторы — богословы, уточняя смысловые нагрузки древне-еврейского языка, сделали заключение, что библейское выражение «молодое вино» означает «неперебродивший сок». Более того, пришли к выводу, что Христос был трезвенником. По логике вещей алкоголь ухудшает здоровье, даже убивает, а Бог не может ухудшать здоровье чад своих.

Общались и работали с другими организациями и партиями. Хочется назвать Виктора Степановича Петрова, Александра Ивановича Гомина — активистов коммунистической партии. Именно они поддерживали нас, помогали и словом и делом. Составляли документы: письма, ходатайства, прошения, требования, ходили по инстанциям, принимали участие в наших мероприятиях, оказывали практическую и финансовую помощь. Буквально недавно, нынче летом, с организацией «Всестороннее развитие человека» во главе А. Березиной, участвовали в акциях по очистке берегов водоема и рощи в районе п. Ключи.
Многолетняя дружба и совместная деятельность по пропаганде идей трезвости связывает нас с центральной Детско-юношеской библиотекой им. К. Д. Носилова — заведующая Е. В. Волкова. Оформляются стенды, плакаты, проводятся конкурсы, викторины, беседы со школьниками, ведутся папки. С 2010 года в работу подключилась З. В. Казакова — заведующая библиотекой им. А. Ф. Мерзлякова.
Члены «Трезвого Шадринска» оказывают практическую помощь для создания подобных организаций в Кургане, Сургуте и Ханты-Мансийске.

Мы живем насыщенной жизнью, организуем праздники, юбилейные торжества, тематические вечера и походы.

Все желающие могут нас найти по адресу: угол ул. Октябрьской и Комсомольской, в здании ТЮМГУ.
Мы признательны администрации университета за предоставленные аудитории, за проведение межрегиональной студенческой конференции в 2011 году.

Август 2012 года

Член организации ШГОО УСТ «Трезвый Шадринск» Иванова Л.С.»

Ко всему этому я бы посоветовал трезвенникам Курганской области значительно добавить материал о профессоре Викторе Павловиче Кривоногове, пожалуй самом сильнейшем специалисте в области собриологии (науке о трезвости), о Леониде Молокове, как об одном из лидеров трезвой бардовской песни, а также материалы связанные со знаменитым Академиком селекционером Сибири и Зауралья, героем соц. Труда Терентием Семеновичем Мальцевым. Мне известно, что они были знакомы с Ф. Г. Угловым и возможно он мог переписываться с Г. А. Шичко.
Вот на сегодня мы смогли очертить пунктиром основные этапы трезвеннического движения России и СССР через призму Курганской области.

Уральский федеральный округ, свежие публикации: